Образовательный портал Павла Добряка

3.1. Простые задачи на графы и деревья

Задача 3.1.1. На рисунке приведен граф (множество вершин, соединенных ребрами). Сколько существует путей из вершины А в K?

 

Задача 3.1.1А. На рисунке представлена схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, 3, И, К, Л, М. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.

Сколько существует различных путей из города А в город М, проходящих через город Ж, но не проходящих через город К?

 

Задача 3.1.2. Между населёнными пунк­та­ми A, B, C, D, E, F по­стро­е­ны до­ро­ги, про­тяжённость ко­то­рых при­ве­де­на в таб­ли­це. (От­сут­ствие числа в таб­ли­це озна­ча­ет, что пря­мой до­ро­ги между пунк­та­ми нет.)

 

A

B

C

D

E

F

A

 

4

 

 

 

 

B

4

 

6

3

6

 

C

 

6

 

 

4

 

D

 

3

 

 

2

 

E

 

6

4

2

 

5

F

 

 

 

 

5

 

 

Опре­де­ли­те длину крат­чай­ше­го пути между пунк­та­ми A и F (при усло­вии, что пе­ре­дви­гать­ся можно толь­ко по по­стро­ен­ным до­ро­гам).

Примечание. Старайтесь располагать вершины в одну линию. Так проще увидеть и сравнить альтернативные маршруты.

 

Задача 3.1.3. На ри­сун­ке схема дорог изоб­ра­же­на в виде графа, в таб­ли­це со­дер­жат­ся све­де­ния о дли­нах этих дорог.

 

 

 

 

П1

П2

П3

П4

П5

П6

П7

П1

 

5

 

10

 

 

 

П2

45

 

 

40

 

55

 

П3

 

 

 

 

15

60

 

П4

10

40

 

 

 

20

35

П5

 

 

15

 

 

55

 

П6

 

55

60

20

55

 

45

П7

 

 

 

35

 

45

 

 

 

Так как таб­ли­цу и схему ри­со­ва­ли не­за­ви­си­мо друг от друга, то ну­ме­ра­ция населённых пунк­тов в таб­ли­це никак не свя­за­на с бук­вен­ны­ми обо­зна­че­ни­я­ми на графе. Опре­де­ли­те, ка­ко­ва длина до­ро­ги из пунк­та Д в пункт Е. В от­ве­те за­пи­ши­те целое число – так, как оно ука­за­но в таб­ли­це.

 



Задача 3.1.4. На рисунке схема дорог изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о длине этих дорог в километрах.

 

П1

П2

П3

П4

П5

П6

П7

П8

П1

3

23

П2

25

44

46

П3

25

П4

37

34

42

П5

34

24

28

П6

44

24

29

П7

42

28

29

3

П8

23

46

31

 

 

Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, то нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите длину дороги из пункта Б в пункт Г. В ответе запишите целое число.

ВНИМАНИЕ. Длины отрезков на схеме не отражают длины дорог.

 

Задача 3.1.5. На рисунке схема дорог изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о длине этих дорог в километрах.

 

 

 

П1

П2

П3

П4

П5

П6

П7

П1

 

 

7

 

13

12

 

П2

 

 

 

 

5

 

10

П3

7

 

 

 

15

6

11

П4

 

 

 

 

 

10

 

П5

13

5

15

 

 

 

8

П6

12

 

6

10

 

 

 

П7

 

10

11

 

8

 

 

Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, то нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Укажите кратчайший путь из пункта А в пункт К. В ответе перечислите все населённые пункты, через которые проходит путь. Например, путь из Г в Д через Е и К записывается как ГЕКД.



Задача 3.1.6. Пу­те­ше­ствен­ник при­шел в 08:00 на ав­то­стан­цию по­сел­ка ЛЕС­НОЕ и уви­дел сле­ду­ю­щее рас­пи­са­ние ав­то­бу­сов:

 

От­прав­ле­ние из

При­бы­тие в

Время от­прав­ле­ния

Время при­бы­тия

Лес­ное

Озер­ное

07:45

08:55

Лу­го­вое

Лес­ное

08:00

09:10

По­ле­вое

Лес­ное

08:55

11:25

По­ле­вое

Лу­го­вое

09:10

10:10

Лес­ное

По­ле­вое

09:15

11:45

Озер­ное

По­ле­вое

09:15

10:30

Лес­ное

Лу­го­вое

09:20

10:30

Озер­ное

Лес­ное

09:25

10:35

Лу­го­вое

По­ле­вое

10:40

11:40

По­ле­вое

Озер­ное

10:45

12:00

 

Опре­де­ли­те самое ран­нее время, когда пу­те­ше­ствен­ник смо­жет ока­зать­ся в пунк­те ПО­ЛЕ­ВОЕ со­глас­но этому рас­пи­са­нию.

 

Примечание. В нашем случае задачу можно было бы решить и устно, но, поскольку ЕГЭ всё усложняется, то легко может быть задача уже на две пересадки. Использование дерева позволит избежать ошибок.

 

Задача 3.1.7. Во фраг­мен­те базы дан­ных представлены све­де­ния о род­ствен­ных отношениях. На ос­но­ва­нии приведённых дан­ных определите ID дяди Кор­зу­н П. А.

 

ID

Фа­ми­лия_И.О.

Пол

 

ID_Ро­ди­те­ля

ID_Ре­бен­ка

1072

Они­щен­ко А. Б.

Ж

 

1027

1072

1028

Они­щен­ко Б. Ф.

М

 

1027

1099

1099

Они­щен­ко И. Б.

М

 

1028

1072

1178

Они­щен­ко П. И.

М

 

1028

1099

1056

Они­щен­ко Т. И.

М

 

1072

1040

1065

Кор­зун А. И.

Ж

 

1072

1202

1131

Кор­зун А. П.

М

 

1072

1217

1061

Кор­зун Л. А.

М

 

1099

1156

1217

Кор­зун П. А.

Ж

 

1099

1178

1202

Зель­до­вич М. А.

М

 

1110

1156

1027

Ле­меш­ко Д. А.

Ж

 

1110

1178

1040

Ле­меш­ко В. А.

Ж

 

1131

1040

1046

Месяц К. Г.

М

 

1131

1202

1187

Лу­ки­на Р. Г.

Ж

 

1131

1217

1093

Фокс П. А.

Ж

 

1187

1061

1110

Друк Г. Р.

Ж

 

1187

1093

 

Ошибка. Неправильно будет искать дядю по левой таблице, ища однофамильца (дядя может быть со стороны матери, которая меняла фамилию, когда выходила замуж). Также для других родственных отношений можно не смотреть совпадения инициала в отчестве. Единственный путь строго решить задачу – это изучать отношения «родитель-ребенок» по правой таблице.

 

Задача 3.1.8. В фрагменте базы данных представлены сведения о родственных отношениях. На основании приведённых данных определите количество человек, у которых есть брат с разницей не более чем в 5 лет.

 

Таблица 1

 

ID

Фамилия_И. О.

Пол

Год рождения

2053

Сухорук К.К.

М

1975

2065

Лопухова В.А.

Ж

1980

2086

Зарецкий А.А.

М

1972

097

Сухорук Е.К.

Ж

2007

2118

Ларина О.Д.

Ж

1996

2124

Сухорук И.К.

М

2001

2

35

Кольцова Т.Х.

Ж

1995

2156

Рац А.П.

М

1993

2181

Сухорук Т.Н.

М

2015

2203

Сухорук П.И.

Ж

2018

2052

Гнатюк О.А.

М

1952

 

Таблица 2

ID_Родителя

ID_Ребенка

2065

2097

2053

2118

2052

2065

2052

2086

2053

2135

2052

2053

2065

2124

2086

2156

2156

181

2156

2203