Образовательный портал Павла Добряка

4.3. Теория множеств

Продолжим решать задачи на круги Эйлера.

Задача 4.3.1. Ниже при­ве­де­ны за­про­сы к по­ис­ко­во­му серверу. Рас­по­ло­жи­те но­ме­ра за­про­сов в по­ряд­ке воз­рас­та­ния ко­ли­че­ства страниц, ко­то­рые най­дет по­ис­ко­вый сер­вер по каж­до­му запросу. Для обо­зна­че­ния ло­ги­че­ской опе­ра­ции «ИЛИ» в за­про­се ис­поль­зу­ет­ся сим­вол |, а для ло­ги­че­ской опе­ра­ции «И» – &.

1) прин­те­ры & ска­не­ры & продажа

2) прин­те­ры & продажа

3) прин­те­ры | продажа

4) прин­те­ры | ска­не­ры | продажа

  

Задача 4.3.2. В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для логической операции «И» - символ «&».

В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.

За­прос

Най­де­но стра­ниц
 (в ты­ся­чах)

Спар­так

45000

Красс

2000

Ди­на­мо

49000

Спар­так & Красс

1700

Спар­так & Ди­на­мо

36000

По запросу Динамо & Красс ни одной страницы найдено не было.

Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Спартак | Динамо | Красс?

Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

 

Задача 4.3.3. В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц в Интернете:

Запрос

Найдено страниц (в сотнях тысяч)

Ухо

35

Подкова

25

Наковальня

40

Ухо | Подкова | Наковальня

70

Ухо & Наковальня

10

Ухо & Подкова

0

Какое количество страниц (в сотнях тысяч) будет найдено по запросу Подкова & Наковальня?

 

Задача 4.3.4. В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет:

Запрос

Найдено страниц
 (в тысячах)

Леннон & Маккартни & Старр

1100

Леннон & Маккартни & Харрисон

1300

Леннон & Маккартни & Старр & Харрисон

1000

 Какое количество страниц (в тыс.) будет найдено по запросу

(Леннон & Маккартни & Старр) | (Леннон & Маккартни & Харрисон)?

 

Задача 4.3.5. В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для обозначения логической операции «И» — символ «&».

В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.

 

Запрос

Найдено страниц
 (в тысячах)

лук | арбалет

426

лук | чеснок

414

арбалет & чеснок

0

лук | арбалет | чеснок

480

 

Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу «лук»?

Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

 

Задача 4.3.6. В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для обозначения логической операции «И» – символ «&».

В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.

 

Запрос

Найдено страниц
 (в тысячах)

Козерог

522

Щука

700

Козерог | Лебедь

1446

Щука | Лебедь

1125

Козерог | Щука

1222

Лебедь | Щука | Козерог

1543

 

Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу «Козерог & Лебедь»?

Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

 

Круги Эйлера и логика применяются и в задачах на электронные таблицы.

Задача 4.3.7. На предприятии работают 100 человек. Каждый из них владеет как минимум одним иностранным языком (английским, немецким или французским). На следующей диаграмме отражено количество че­ловек, владеющих каждым из языков.

 

Вторая диаграмма отражает количество человек, знающих только один язык, только два языка или все три иностранных языка.

 

Определите количество человек, владеющих только английским языком, если говорят на английском и немецком, но не знают французского 2 человека.

 

Задача 4.3.8. Все уче­ни­ки старших клас­сов (с 9-го по 11-й) участво­вали в школь­ной спартакиаде. По ре­зуль­та­там соревнований каж­дый из них по­лу­чил от 0 до 3-х баллов. На диа­грам­ме I от­ра­же­но распределение уче­ни­ков по клас­сам, а на диа­грам­ме II — ко­ли­че­ство учеников, на­брав­ших бал­лы от 0 до 3-х. На обеих диа­грам­мах каждый уче­ник учтён толь­ко один раз.

Имеются че­ты­ре утверждения:

1) Среди уче­ни­ков 9-го клас­са есть хотя бы один, на­брав­ший 2 или 3 балла.

2) Все ученики, на­брав­шие 0 баллов, могут быть 9-классниками.

3) Все 10-классники могли на­брать ровно по 2 балла.

4) Среди на­брав­ших 3 балла нет ни од­но­го 10-классника.

Какое из этих утвер­жде­ний следует из ана­ли­за обеих диа­грамм?

style="font-size: 19px; font-family: 'Times New Roman', serif; text-indent: 0cm; text-align: justify; margin: 0cm 0cm 4pt 0cm;"> 

Диаграммы, как правило, строятся на основе электронных таблиц. Мы пока не будем отвлекаться от логики и перейдем к текстовым задачам и логическим уравнениям. Электронные таблицы изучим в другой главе.