Образовательный портал Павла Добряка

7.2. Геометрические и графовые задачи

В этом параграфе рассматриваются либо задачи, которых нет в ЕГЭ, либо усложненные задачи из ЕГЭ, поэтому вы можете его пропустить. Польза от параграфа заключается в том, что некоторые ученики вообще не видят «комбинаторную суть» задач, а значит, не догадываются о том, что для решения задачи можно применить формулы комбинаторики. После изучения этих задач вы научитесь видеть комбинаторику буквально во всем!

Последняя задача параграфа – это лёгкое усложнение задачи ЕГЭ на поиск количества путей в графе. Я рекомендую её решить (можете попробовать её решить с самого начала). Она формирует правильный механизм мышления для задач на логические уравнения, в которых используются деревья решений.

 

Задача 7.2.1Граф состоит из 11 вершин. Первая связана со второй одним путем, вторая с третьим – двумя, третья с четвертым – тремя и т.д. Сколько путей ведет из первой вершины в последнюю?

Примечание. Полезно найти аналогию с задачами комбинаторики.

Заменим ребра из одной вершины к другой на ячейки:

Тогда названия ребер будут алфавитом в соответствующих ячейках:

То есть мы имеем дело с последовательностью ячеек с увеличивающимися мощностями алфавита:

Комбинаторные задачи «любят маскироваться» под другие виды. Умение увидеть «комбинаторную суть» задачи – важный навык. Например, в задачах на логические уравнения (4.5.4), там, где мы переходили к новым обозначениям, строили дерево, а затем возвращались к исходным обозначениям, мы действовали точно так же.

 

Задача 7.2.2

 

Полным графом называют граф, у которого любая пара вершин соединена ребром. Пусть граф состоит из 100 вершин. Сколько ребер в графе? 

 

Примечания:

  1. Комбинаторный способ менее очевиден, но более полезен с точки зрения «видения комбинаторики». В частности, он пригодится в следующей задаче. А вот метод с арифметической прогрессией там будет уже бесполезным.
  2. Полезно еще раз взглянуть на предыдущую задачу. Там обсчет шел с помощью факториала. Решение этих двух задач подряд поможет сформировать навык различения ситуаций, когда нужно сложение, а когда – умножение.
  3. Эта задача полезна для решения одной разновидности задач на логические уравнения (той, где строится несколько деревьев, ветки которых потом соединяются) – 4.5.11.

 

Задача 7.2.3. Симплексом является простейший объект в многомерном пространстве:

0 измерений – точка:

 

 

 

1 измерение – отрезок:

 

 

2 измерения – треугольник:

3 измерения – тетраэдр

1 вершина

 

2 вершины, 

1 ребро

3 вершины, 

3 ребра

1 грань

4 вершины

6 ребер

4 грани

1 тело (гипергрань)

Сколько разных элементов (вершин, ребер, граней, гиперграней…) имеет симплекс в шестимерном пространстве?

Задача 7.2.4Сколько существует путей из А в G?