Образовательный портал Павла Добряка

5.3. Абсолютная и относительная адресации

Задача 5.3.1. В ячейке D3 электронной таблицы записана формула =B$2+$B3. Какой вид приобретет формула после того, как ячейку D3 скопируют в ячейку E4?

Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.

1) =C$2+$B4

2) =A$2+$B1

3) =B$3+$C3

4) =B$1+$A3

Задача 5.3.2. В ячей­ке G4 элек­трон­ной таблицы за­пи­са­на формула. Эту фор­му­лу скопировали в ячей­ку F3. В ре­зуль­та­те значение в ячей­ке F3 вы­чис­ля­ет­ся по фор­му­ле 2xy, где – зна­че­ние в ячей­ке C22, а y – зна­че­ние в ячей­ке D22. Укажите, какая фор­му­ла могла быть на­пи­са­на в ячей­ке G4.

1) =2*C22*D22

2) =2*$C22*$D22

3) =2*C$22*D$22

4) =2*D$22*$D23

Задача 5.3.3. Дан фраг­мент элек­трон­ной таблицы. Из ячей­ки D2 в ячей­ку E1 была ско­пи­ро­ва­на формула. При ко­пи­ро­ва­нии ад­ре­са ячеек в фор­му­ле ав­то­ма­ти­че­ски изменились. Каким стало чис­ло­вое зна­че­ние фор­му­лы в ячей­ке E1?

 

 

A

B

C

D

E

1

1

10

100

1000

2

2

20

200

=$B2+C$3

20000

3

3

30

300

3000

30000

4

4

40

400

4000

40000

 

Примечание. Знак $ обо­зна­ча­ет аб­со­лют­ную адресацию.

Задача 5.3.4. Дан фраг­мент элек­трон­ной таблицы. Из ячей­ки D2 в одну из ячеек диа­па­зо­на E1:E4 была ско­пи­ро­ва­на формула. При ко­пи­ро­ва­нии ад­ре­са ячеек в фор­му­ле ав­то­ма­ти­че­ски изменились, и зна­че­ние фор­му­лы стало рав­ным 8. В какую ячей­ку была ско­пи­ро­ва­на формула? В от­ве­те ука­жи­те толь­ко одно число – номер строки, в ко­то­рой рас­по­ло­же­на ячейка.

 

A

B

C

D

E

1

1

2

3

4

2

2

3

4

= B$3 + $C2

3

3

4

5

6

4

4

5

6

7

 

Примечание. Знак $ обо­зна­ча­ет аб­со­лют­ную адресацию.





Подробнее

5.4. Значение ячейки по формулам и диаграммам

Задача 5.4.1. Дан фрагмент электронной таблицы.

А

B

C

D

1

9

...

2

5

2

=B2+C2+D2

=C2

=(A1–D1)*(B1-5)

=(A1–D1)*C1

 

Какое целое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы диаграмма, построенная по значениям ячеек диапазона A2:D2, соответствовала рисунку? Известно, что все значения ячеек из рассматриваемого диапазона неотрицательны.

Задача 5.4.2. Дан фрагмент электронной таблицы.

 

A

B

C

1

3

10

2

=(A1-3)/(B1+3)

=(A1-2)/(C1-3)

= C1/(A1 – 4)

 

Какое целое число должно быть записано в ячейке A1, чтобы диаграмма, построенная по значениям ячеек диапазона A2:С2, соответствовала рисунку? Известно, что все значения ячеек из рассматриваемого диапазона неотрицательны.

Задача 5.4.3. Дан фраг­мент элек­трон­ной таблицы.

 

A

B

C

1

4

6

2

= (A1 − 2)/(B1 − 1)

= C1*B1/(4*A1 + 4)

= C1/(A1 − 2)

 

Какое целое число долж­но быть за­пи­са­но в ячей­ке A1, чтобы диаграмма, по­стро­ен­ная по зна­че­ни­ям ячеек диа­па­зо­на A2:С2, со­от­вет­ство­ва­ла рисунку? Известно, что все зна­че­ния ячеек из рас­смат­ри­ва­е­мо­го диа­па­зо­на неотрицательны.




Подробнее

6. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

В этом разделе находятся задачи, в которых постепенно всё более требуется не только математико-логическое, но и алгоритмическое мышление. Хотя в этих задачах в строгом смысле нет программ, но появляются условия и циклы и в конце - алгоритмы.

6.1. Формальные грамматики

Задача 6.1.1. Из букв О, С, Л, Ь, М, 3, А, И фор­ми­ру­ет­ся слово. Известно, что слово сфор­ми­ро­ва­но по сле­ду­ю­щим правилам:

а) в слове глас­ные буквы не стоят рядом;

б) пер­вая буква слова не яв­ля­ет­ся гласной и в рус­ском алфавите стоит до буквы «П».

Какое из сле­ду­ю­щих слов удо­вле­тво­ря­ет всем пе­ре­чис­лен­ным усло­ви­ям?

1) СОЛЬ

2) ОАЗИС

3) ОСЛО

4) МОЛЬ

Задача 6.1.2. Соня забыла пароль для запуска компьютера, но пом­нила алгоритм его получения из символов «КВМАМ9КВК» в строке подсказки. Если все последовательности символов «МАМ» заменить на «RP», «КВК» — на «1212», а из получив­шейся строки удалить 3 последние символа, то полученная пос­ледовательность и будет паролем:

 

1) KBRP91

2) 1212RP91

3) KBRP9

4) КВ91212



Подробнее

6.2. Автоматы

Задача 6.2.1. Автомат по­лу­ча­ет на вход трёхзначное число. По этому числу стро­ит­ся новое число по сле­ду­ю­щим правилам.

1. Скла­ды­ва­ют­ся пер­вая и вторая, а также вто­рая и тре­тья цифры ис­ход­но­го числа.

2. По­лу­чен­ные два числа за­пи­сы­ва­ют­ся друг за дру­гом в по­ряд­ке убы­ва­ния (без разделителей).

Пример. Ис­ход­ное число: 348. Суммы: 3 + 4 = 7; 4 + 8 = 12. Результат: 127. Ука­жи­те наи­мень­шее число, в ре­зуль­та­те об­ра­бот­ки ко­то­ро­го ав­то­мат вы­даст число 1412.

Задача 6.2.2. Автомат по­лу­ча­ет на вход четырёхзначное число. По этому числу стро­ит­ся новое число по сле­ду­ю­щим правилам:

1. Скла­ды­ва­ют­ся пер­вая и вторая, а также тре­тья и четвёртая цифры ис­ход­но­го числа.

2. По­лу­чен­ные два числа за­пи­сы­ва­ют­ся друг за дру­гом в по­ряд­ке воз­рас­та­ния (без разделителей).

Пример. Ис­ход­ное число: 2366. Суммы: 2 + 3 = 5; 6 + 6 = 12. Результат: 512. Ука­жи­те наи­боль­шее число, в ре­зуль­та­те об­ра­бот­ки ко­то­ро­го ав­то­мат вы­даст число 117.

Задача 6.2.3. Автомат получает на вход четырёхзначное число (число не может начинаться с нуля). По этому числу строится новое число по следующим правилам:

1. Складываются отдельно первая и вторая, вторая и третья, третья и четвёртая цифры заданного числа.

2. Наименьшая из полученных трёх сумм удаляется.

3. Оставшиеся две суммы записываются друг за другом в порядке неубывания без разделителей.

Пример. Исходное число: 1984. Суммы: 1 + 9 = 10, 9 + 8 = 17, 8 + 4 = 12. Удаляется 10. Результат: 1217.

Укажите наибольшее число, при обработке которого автомат выдаёт результат 613.

Задача 6.2.4. Автомат получает на вход нечётное число X. По этому числу строится трёхзначное число Y по следующим правилам.

1. Первая цифра числа Y (разряд сотен) — остаток от деления X на 4.

2. Вторая цифра числа Y (разряд десятков) — остаток от деления X на 3.

3. Третья цифра числа Y (разряд единиц) — остаток от деления X на 2.

Пример.

Исходное число: 63179. Остаток от деления на 4 равен 3; остаток от деления на 3 равен 2; остаток от деления на 2 равен 1. Результат работы автомата: 321.

Укажите наименьшее двузначное число, при обработке которого автомат выдаёт результат 101.

Задача 6.2.5. На вход алгоритма подаётся натуральное число N. Алгоритм строит по нему новое число R следующим образом.

1) Строится двоичная запись числа N.

2) К этой записи дописываются справа ещё два разряда по следующему правилу:

     а) складываются все цифры двоичной записи числа N, и остаток от деления суммы на 2 дописывается в конец числа (справа). Например, запись 11100 преобразуется в запись 111001;

     б) над этой записью производятся те же действия – справа дописывается остаток от деления суммы её цифр на 2.

Полученная таким образом запись (в ней на два разряда больше, чем в записи исходного числа N) является двоичной записью искомого числа R.

Укажите минимальное число R, которое превышает число 83 и может являться результатом работы данного алгоритма. В ответе это число запишите в десятичной системе счисления.

Задача 6.2.6. Автомат обрабатывает натуральное число N (0 ≤ N ≤ 255) по следующему алгоритму:

 

1. Строится восьмибитная двоичная запись числа N.

2. Все цифры двоичной записи заменяются на противоположные (0 на 1, 1 на 0).

3. Полученное число переводится в десятичную запись.

4. Из нового числа вычитается исходное, полученная разность выводится на экран.

 

Пример. Дано число N = 13. Алгоритм работает следующим образом.

 

1. Восьмибитная двоичная запись числа N: 00001101.

2. Все цифры заменяются на противоположные, новая запись 11110010.

3. Десятичное значение полученного числа 242.

4. На экран выводится число 242 − 13 = 229.

 

Какое число нужно ввести в автомат, чтобы в результате получилось 133?

Задача 6.2.7. Автомат убирает левую 1 из двоичной записи числа и вычитает полученное число из исходного. Числа от 10 до 1000. Сколько различных чисел получится в результате работы автомата, если вводятся на обработку числа от 10 до 1000.








Подробнее

6.3. Исполнители Кузнечик и Чертежник

Задача 6.3.1. Исполнитель КУЗНЕЧИК живёт на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА – точка 0. Система команд Кузнечика:

Вперед 5 – Кузнечик прыгает вперёд на 5 единиц,

Назад 3 – Кузнечик прыгает назад на 3 единицы.

Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 3», чтобы Кузнечик оказался в точке 21? 

Задача 6.3.2. Исполнитель Чертёжник пе­ре­ме­ща­ет­ся на ко­ор­ди­нат­ной плоскости, остав­ляя след в виде линии. Чертёжник может вы­пол­нять команду Сместиться на (a, b) (где a, b — целые числа), пе­ре­ме­ща­ю­щую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с ко­ор­ди­на­та­ми (x + а, у + b). Если числа a, b положительные, зна­че­ние соответствующей ко­ор­ди­на­ты увеличивается; если отрицательные - уменьшается.

 Например, если Чертёжник на­хо­дит­ся в точке с координатами (4, 2), то ко­ман­да Сместиться на (2, −3) пе­ре­ме­стит Чертёжника в точку (6, −1). 

 Запись 

Повтори k раз

Команда1 Команда2 Ко­ман­даЗ 

Конец

означает, что по­сле­до­ва­тель­ность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ по­вто­рит­ся k раз.

 Чертёжнику был дан для ис­пол­не­ния следующий алгоритм: 

Повтори 2 раз

Команда1 

Сме­стить­ся на (3, 2) 

Сме­стить­ся на (2, 1) 

Конец

Сместиться на (−6, −4)

После вы­пол­не­ния этого ал­го­рит­ма Чертёжник вер­нул­ся в ис­ход­ную точку. Какую ко­ман­ду надо по­ста­вить вместо ко­ман­ды Команда1?

1) Сместиться на (−2, −1)

2) Сместиться на (1, 1)

3) Сместиться на (−4, −2)

4) Сместиться на (2, 1)

Задача 6.3.3. Исполнитель Чертёжник пе­ре­ме­ща­ет­ся на ко­ор­ди­нат­ной плоскости, остав­ляя след в виде линии. Чертёжник может вы­пол­нять ко­ман­ду сместиться на (a, b), где a, b – целые числа. Эта ко­ман­да пе­ре­ме­ща­ет Чертёжника из точки с ко­ор­ди­на­та­ми (x, y) в точку с ко­ор­ди­на­та­ми (x + a; y + b). Например, если Чертёжник на­хо­дит­ся в точке с ко­ор­ди­на­та­ми (4, 2), то ко­ман­да сме­стить­ся на (2, −3) пе­ре­ме­стит Чертёжника в точку (6, −1).

Цикл

ПОВТОРИ число РАЗ

последовательность команд

КОНЕЦ ПОВТОРИ

означает, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд будет вы­пол­не­на ука­зан­ное число раз (число долж­но быть натуральным).

Чертёжнику был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий ал­го­ритм (количество по­вто­ре­ний и ве­ли­чи­ны сме­ще­ния в пер­вой из по­вто­ря­е­мых ко­манд неизвестны):

НАЧАЛО

сместиться на (1, 2)

ПОВТОРИ … РАЗ

сместиться на (…, …)

сместиться на (-1, -2)

КОНЕЦ ПОВТОРИ

сместиться на (-26, -12)

КОНЕЦ

В ре­зуль­та­те вы­пол­не­ния этого ал­го­рит­ма Чертёжник воз­вра­ща­ет­ся в ис­ход­ную точку. Какое наи­боль­шее число по­вто­ре­ний могло быть ука­за­но в кон­струк­ции «ПОВТОРИ … РАЗ»?




Подробнее

6.4. Исполнитель Робот в лабиринте

Задача 6.4.1. Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:

вверх

вниз

влево

вправо

 

При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно (по отношению к наблюдателю): вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →.

 

Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ (также по отношению к наблюдателю):

сверху
 свободно

снизу
 свободно

слева
 свободно

справа
 свободно

 

Цикл

ПОКА < условие >

последовательность команд

КОНЕЦ ПОКА

выполняется, пока условие истинно.

 

В конструкции

ЕСЛИ < условие >

ТО команда1

ИНАЧЕ команда2

КОНЕЦ ЕСЛИ

выполняется команда1 (если условие истинно) или команда2 (если условие ложно).

 Если РОБОТ начнёт движение в сторону находящейся рядом с ним стены, то он разрушится и программа прервётся.

Сколько клеток лабиринта соответствуют такому требованию, что, начав движение в ней и выполнив предложенную программу, РОБОТ уцелеет и остановится в закрашенной клетке (клетка F6)?

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

A

B

C

D

E

F

 

НАЧАЛО

ПОКА<справа свободно ИЛИ снизу свободно >

ПОКА < снизу свободно >

вниз

КОНЕЦ ПОКА

ПОКА < справа свободно >

вправо

КОНЕЦ ПОКА

КОНЕЦ ПОКА

КОНЕЦ

Задача 6.4.2. Пояснение и лабиринт такие же, как и в предыдущей задаче:

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

A

B

C

D

E

F

 

Алгоритм:

НАЧАЛО

ПОКА<справа свободно ИЛИ снизу свободно >

ПОКА < снизу свободно >

вниз

КОНЕЦ ПОКА

ЕСЛИ < справа свободно >

вправо

КОНЕЦ ЕСЛИ

КОНЕЦ ПОКА

КОНЕЦ

Задача 6.4.3. Пояснение и лабиринт такие же, как и в задаче 6.4.1:

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

A

B

C

D

E

F

 

Алгоритм:

НАЧАЛО

ПОКА<справа свободно ИЛИ снизу свободно >

ЕСЛИ < снизу свободно >

вниз

КОНЕЦ ЕСЛИ

ПОКА < справа свободно >

вправо

КОНЕЦ ПОКА

КОНЕЦ ПОКА

КОНЕЦ

Задача 6.4.4. Пояснение и лабиринт такие же, как и в задаче 6.4.1:

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

A

B

C

D

E

F

Алгоритм:

НАЧАЛО

ПОКА<справа свободно ИЛИ снизу свободно >

ЕСЛИ < снизу свободно >

вниз

КОНЕЦ ЕСЛИ

ЕСЛИ < справа свободно >

вправо

КОНЕЦ ЕСЛИ

КОНЕЦ ПОКА

КОНЕЦ

Задача 6.4.5. Пояснение такое же, как и в задаче 6.4.1.

 

Схема лабиринта:

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

А

B

C

D

E

F

Сколько клеток лабиринта соответствуют требованию, что, начав движение в ней и выполнив предложенную программу, РОБОТ уцелеет (не врежется в стену) и остановится в закрашенной клетке (клетка F6)?

 

НАЧАЛО

     ПОКА <снизу свободно ИЛИ справа свободно>

          ПОКА <снизу свободно>

               вниз

          КОНЕЦ ПОКА

          вправо

     КОНЕЦ ПОКА

КОНЕЦ

Задача 6.4.6. Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

A

B

C

D

E

F

 

вверх

вниз

влево

вправо

При выполнении этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх, вниз, влево, вправо.

Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у той клетки, где находится РОБОТ:

сверху
 свободно

снизу
 свободно

слева
 свободно

справа
 свободно

Цикл

ПОКА < условие> команда

выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку.

Сколько клеток лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную программу, РОБОТ остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

НАЧАЛО

ПОКА < снизу свободно > вниз

ПОКА < слева свободно > влево 

ПОКА < сверху свободно > вверх

ПОКА < справа свободно > вправо 

КОНЕЦ



Подробнее

6.5. Исполнитель Редактор

Задача 6.5.1. Исполнитель Редактор получает на вход строку цифр и преобразовывает её. Редактор может выполнять две команды, в обеих командах v и w обозначают цепочки цифр.

А) заменить (v, w).

Эта команда заменяет в строке первое слева вхождение цепочки v на цепочку w. Например, выполнение команды

заменить (555, 63)

преобразует строку 12555550 в строку 1263550.

Если в строке нет вхождений цепочки v, то выполнение команды заменить (v, w) не меняет эту строку.

Б) нашлось (v).

Эта команда проверяет, встречается ли цепочка v в строке исполнителя Редактор. Если она встречается, то команда возвращает логическое значение «истина», в противном случае возвращает значение «ложь». Строка исполнителя при этом не изменяется.

Цикл

  ПОКА условие

      последовательность команд

  КОНЕЦ ПОКА

  выполняется, пока условие истинно.

  В конструкции

  ЕСЛИ условие

      ТО команда1

      ИНАЧЕ команда2

  КОНЕЦ ЕСЛИ

  выполняется команда1 (если условие истинно) или команда2 (если условие ложно).

 

Какая строка получится в результате применения приведённой ниже программы к строке, состоящей из 1000 идущих подряд цифр 9? В ответе запишите полученную строку.

НАЧАЛО

ПОКА нашлось (999) ИЛИ нашлось (888)

  ЕСЛИ нашлось (888)

    ТО заменить (888, 9)

    ИНАЧЕ заменить (999, 8)

  КОНЕЦ ЕСЛИ

КОНЕЦ ПОКА

КОНЕЦ

Задача 6.5.2. Какая строка получится в результате применения приведённой ниже программы к строке вида 1…12…2 (39 единиц и 39 двоек)?

 

НАЧАЛО

ПОКА нашлось (111)

    заменить (111, 2)

    заменить (222, 1)

КОНЕЦ ПОКА

КОНЕЦ


Подробнее

7. КОМБИНАТОРИКА

Начала комбинаторики мной были изложены во втором разделе – «Кодирование» (параграф «Основы комбинаторики»). Вместе с тем она широко применяется в последующих задачах. Так, мы встречали комбинаторику в задачах на количество программ и чисел, на логические уравнения, на IP-адресацию. 

Вначале мы сделаем обзор таких задач. Для удобства сравнения формулировки задач сведены в таблицы. В идеале тренированный решать ЕГЭ читатель должен сразу по формулировкам задач видеть разницу в ходе их решения. Но, как показывает мой опыт, ученики успевают забыть комбинаторику при переходе к задачам на программирование (она, кстати, встречается и там). Поэтому повторение не бывает лишним даже для способных учеников.   Целесообразно прорешать эти задачи за одно занятие для образования системных связей (может потребоваться 120 минут). 

Далее идут задачи, которые я усложнил, чтобы подчеркнуть их «комбинаторную суть» и сделать невозможным угадывание ответа. Кроме того, приводится несколько олимпиадных задач (не из ЕГЭ). Их полезно прорешать тем ученикам, кто нацелился получить максимальный балл. Они формируют определенный стиль мышления и находчивость, которая позволит не растеряться, если вдруг на ЕГЭ встретится незнакомая задача.

В общем, в этом разделе, как и в следующем, мы делаем второй круг по сложным и интересным задачам ЕГЭ, интегрирующий знания из разных разделов информатики (прикладной математики).

7.1. Классические комбинаторные задачи

Задание 7.1.1. Сравните и решите задачи (определите сходство и различие).

Лампочка может быть включенной, выключенной или мигающей. Сколько сообщений можно передать с помощью четырех таких лампочек? 2.2.1

Есть пять флагов разного цвета. Их мы можем вывешивать по одному на три мачты. Сколько сообщений мы можем передать? 

2.2.2

В магазине продают фрукты 7 видов. Мы хотим купить три вида фруктов, чтобы сделать салат. Сколько разных салатов мы можем сделать? 2.2.3

Сравните и решите модификации следующей задачи (также сравните с задачами из задания 7.1.1.):

Алфавит состоит из четырех символов. Сколько можно составить шестибуквенных слов в следующих случаях:

1) Нет никаких ограничений на каждую букву. 2.2.1

2) буква А в слове ровно 1 раз 

3) буква А в слове ровно 2 раза

4) буква А в слове ровно 3 раза

(остальные – сколько угодно или не встречаются вовсе) 2.2.4

Задача 7.1.3. Слово состоит из 10 символов. При этом буква А в нем встречается ровно 1 раз, B – ровно 2 раза, С – ровно 3 раза, D – ровно 4 раза. Сколько существует таких слов?

Задание 7.1.4. Сравните задачи из следующей таблицы (верхний ряд мы уже решали). Решите задачи из нижнего ряда.

Лампочка может быть включенной, выключенной или мигающей. Сколько сообщений можно передать с помощью пяти таких лампочек? 2.2.1

Есть пять флагов разного цвета. Их мы можем вывешивать на три мачты по одному. Сколько сообщений мы можем передать?

2.2.2

В магазине продают фрукты 7 видов. Мы хотим купить три вида фруктов, чтобы сделать салат. Сколько разных салатов мы можем сделать? 2.2.3

Азбука Морзе состоит из точек и тире. Сколько сообщений можно закодировать, если в сообщении не более 5 символов.

2.5.1

Есть четыре вымпела разного цвета. Мы можем их вывешивать на одну веревку. Сколько сообщений мы можем передать? (Пустая веревка – это тоже сообщение, на веревку может быть вывешено сразу несколько вымпелов, их порядок (слева или справа) имеет значение). 7.1.5.

В магазине продают фрукты 7 видов. Мы хотим купить от одного до трёх видов фруктов, чтобы сделать салат. Сколько разных салатов мы можем сделать?

7.1.6.

Задача 7.1.5. Есть четыре вымпела разного цвета. Мы можем их вывешивать на одну веревку. Сколько сообщений мы можем передать? (Пустая веревка – это тоже сообщение, на веревку может быть вывешено сразу несколько вымпелов, их порядок (слева или справа) имеет значение.)

Задание 7.1.7. Сравните и решите следующие задачи:

Лампочка может быть включенной, выключенной или мигающей. Сколько сообщений можно передать с помощью шести таких лампочек? 2.2.1

Сколько битов надо, чтобы закодировать номер победителя, если в соревновании участвовали 35 спортсменов?

2.2.5

Сколько положений может быть у тумблера, если в устройстве 100 команд, которые программируются с помощью трех тумблеров? 2.2.8

Задание 7.1.8. Сравните задачи из следующей таблицы. Найдите «ядро» задач – что является мощностью алфавита, словами и ячейками.                                 

Метеостанция раз в день измеряет температуру. Сколько бит нужно на одно измерение, если диапазон измеряемой температуры от -64 до 64, а точность – 0,5 градуса.

2.2.9

Картинка размером 10 x 10 пикселей имеет палитру из 32 цветов. 

1) Какой объем в битах занимает это изображение?

2.2.10

2) Сколько картинок в принципе можно составить (напишите выражение, не вычисляя)? 2.2.10-примечание

Идет двухканальная запись звука с частотой дискретизации 100 Гц, количеством уровней дискретизации, равным 64, и продолжительностью 5 минут. Какой объем сигнала в байтах?

2.2.11

В соревновании участвуют 20 спортсменов.

1) Сколько бит надо, чтобы закодировать номера трех чемпионов? 2.2.5

2) Сколько может быть вариантов списков чемпионов?

2.2.5-примечание

Ав­то­мо­биль­ный номер дли­ной 7 сим­во­лов со­став­ля­ют из за­глав­ных букв (ис­поль­зу­ют­ся толь­ко 33 раз­лич­ных буквы) и де­ся­тич­ных цифр в любом по­ряд­ке. Каж­дый такой номер в ком­пью­тер­ной про­грам­ме за­пи­сы­ва­ет­ся ми­ни­маль­но воз­мож­ным и оди­на­ко­вым целым ко­ли­че­ством бай­тов. 1) Опре­де­ли­те объём па­мя­ти, от­во­ди­мый этой про­грам­мой для за­пи­си 125 но­ме­ров. 2.2.13

2) Сколько всего может быть автомобильных номеров?

2.2.13-примечание.



Подробнее