Образовательный портал Павла Добряка

ПРЕДИСЛОВИЕ

Что нужно знать о ЕГЭ по информатике и ИКТ, прежде чем вы, выбрав для поступления в ВУЗ компьютерную специальность, начнете к нему готовиться? Поскольку одновременно с информатикой абитуриенты сдают и математику, уместно провести сравнение с ЕГЭ по математике.

Прежде всего, экзамен по информатике значительно легче, чем по математике. По моим наблюдениям за учениками, чтобы подготовиться к информатике, нужно затратить времени в 2-3 раза меньше, чем к математике. Хорошие ученики, начиная готовиться одновременно к этим двум экзаменам, с легкостью решают математические задачи из первой части, обнаруживая при этом трудности и пробелы в знаниях при решении задач по информатике (и только приступая к решению части «С» по математике осознают необъятность ЕГЭ по математике). Эти трудности связаны с тремя факторами:

  1. Школьная информатика – предмет довольно неопределенный. Он может включать, например, работу с графическими редакторами, монтаж фильмов и дизайн сайтов. И хороший учитель информатики будет преподавать эти вещи хотя бы ради того, чтобы ученикам было интересно. Но в рамках тестирования ЕГЭ эти навыки не проверить.   Поэтому ЕГЭ проверяет более «сухие вещи» - математические основы информатики: системы счисления, кодирование и программирование. В школе это менее эффектно, чем визуальные переходы в фильмах, и молодыми людьми при обучении может восприниматься как занудство. По сути, ту часть информатики, которая проверяется ЕГЭ, мы можем назвать прикладной математикой или дискретной математикой (есть такой предмет в университете). Поэтому хороший настрой при подготовке к ЕГЭ по информатике – относиться к задачам по информатике как к математическим головоломкам и незнакомой предметной области, в которой надо применить математические знания.
  2. Для решения последней задачи по информатике, написания программы (и, возможно, еще пары-тройки других), требуется своеобразный стиль мышления – алгоритмический. И вот уровень такого мышления с каждым годом ухудшается. Я сужу об этом по студентам-первокурсникам. Я объясняю это тем, что мышление становится более «правополушарным», визуальным, клиповым. Это связано с тем, что компьютеры стали мультимедийными, и в детстве значительную часть времени, вместо того, чтобы развивать логику, дети погружены в яркие образы виртуальной реальности. Вот и не могут сосредоточиться и написать алгоритм – последовательность действий, чтобы получить результат решения задачи. Если поколение 90-х годов рассуждало так: «Был бы компьютер, а алгоритм написать мы сами сумеем» (я потом с удивлением узнал, что есть книги о том, как писать алгоритмы), то сейчас школьники рассуждают: «Был бы интернет, и мы сможем найти решение задачи».
  3. Ну и, наконец, если вершиной информатики по интеллектуальным затратам и будущему уровню зарплаты считать программирование, то какой же программист пойдет работать в школу при нынешней системе образования? Только если он является педагогом-энтузиастом. В большинстве же случаев информатику преподают либо физики, либо математики, которые не являются профессионалами в этой области.

В доказательство того, что на математику нужно потратить больше времени, чем на информатику, приведу следующий пример. Для того, чтобы решать уравнения с параметром по математике, нужно отзаниматься от 10-ти до 15-ти 90-минутных занятий и предварительно хорошо научиться решать еще две задачи – уравнения и неравенства, на которые уйдет еще около 4 занятий. В информатике тоже есть уравнения – логические. На них уйдет два-три 90-минутных урока. Ну и предварительно надо изучать другие логические задачи один-два урока. И только для решения последней задачи ЕГЭ по информатике, в которой нужно написать программу, можно готовиться несколько месяцев или даже полгода. Но если идеально решить предыдущие задачи и не решать последнюю, вполне можно поступить на хорошую специальность. Поэтому за последнюю задачу стоит браться, если вы планируете поступать в лучшие ВУЗы страны.

Если говорить о занятиях с репетитором, то года занятий раз в неделю с выполнением домашних заданий вполне достаточно для того, чтобы решать идеально все задачи, кроме последней. Если хочется практически гарантировано решать и последнюю задачу, нужно еще год учиться программировать (или посвящать этому отдельные занятия раз в неделю).

Что касается времени тестирования, то при «набитой руке» у вас уйдет на все задачи, кроме последней, 2 часа. Еще час требуется на последнюю программистскую задачу. И еще час будет резервным. То есть вполне реально за время экзамена решить все задачи по информатике для ученика со способностями средними и выше среднего, в отличие от ЕГЭ по математике, в котором времени, как правило, не хватает, и нужно быть очень талантливым, чтобы решить все задачи (задачи из части «С» решают доли процента абитуриентов).

С помощью каких учебных материалов готовиться к ЕГЭ по информатике? Прежде всего, не покупайте книжки, которые представляют собой набор билетов. Я не встречал книг с билетами, которые обеспечивают полное разнообразие задач. Как правило, такие книжки содержат пять вариаций одной и той же задачи. А что делать, если вариаций задачи двадцать? Такая книжка создаст у вас иллюзию, что вы готовы к ЕГЭ, хотя вы научитесь решать только часть задач. Но если вам повезет, и вы купите книжку с большим числом вариаций, то зачем прорешивать двадцать задач одного и того же номера, если число вариаций задач этого номера всего пять?

Более хорошими являются книжки, в которых задачи разбиты по темам. Но в таких книжках проблемой может быть обилие теоретического материала. В отличие от математики, информатика для ЕГЭ является очень практичной. Я, занимаясь с учениками, приступаю к решению задач сразу, делая теоретические замечания по ходу решения задач. Поэтому много теории быть не должно. Вы ведь не теорию хотите изучить, а хотите научиться быстро решать задачи, чтобы поступить в ВУЗ. Книжки и репетиторы, которые предлагают готовиться к ЕГЭ по информатике, последовательно прорешивая все вариации задач с первой по последнюю, тоже, на мой взгляд, неправы. Таким образом не формируется система знаний. Это может быть способом подготовки ученика со способностями ниже среднего, когда стоит задача поступить на бюджет. Здесь речь идет о простом «натаскивании» на задачи. Это работало до 2015 года. Тогда можно было «натаскать» ученика на все вариации задач, и он гарантированно поступал. Дальше произошли перемены. Многие абитуриенты поняли, что вместо того, чтобы готовиться к трудному ЕГЭ по физике, достаточно подготовиться к легкому ЕГЭ по информатике, и вот они уже учатся на престижной компьютерной специальности. Это же заметили и разработчики ЕГЭ и стали каждый год немного усложнять задачи. Поэтому, если без понимания учить способы решения задач, то можно не решить задачу, в которую внесут небольшие изменения. То есть надо сосредоточиться на понимании, а не на зубрежке. Чем мне нравится ЕГЭ по информатике, так это тем, что практически ничего не надо учить, надо просто учиться думать. Весь справочный материал по информатике я уместил на одной странице формата А4 (в отличие от математики, где только тригонометрия занимает пять страниц).

Поэтому для подготовки к ЕГЭ лучше выбирать пособия, в которых материал разбит по темам (пример темы – системы счисления), и прорешивать все задачи темы от простых к сложным (а не прорешивать сперва все простые задачи из всех тем, а затем сложные из всех тем), чтобы формировалась система знаний, которая позволит вам справиться с нестандартными задачами, если они вдруг вам попадутся на ЕГЭ. А вот как сгруппировать задачи по темам (и по каким темам) и в каком порядке решать задачи, чтобы обойтись минимумом теории, это вопрос способностей репетитора, учителя и автора учебного пособия. Неудовлетворенность имеющимися учебными материалами и привела меня к написанию этой книги.

 

Для самостоятельной подготовки и выполнения домашних задач я рекомендую сайт «Решу ЕГЭ», который содержит всё разнообразие задач по информатике.

Я выделяю следующие темы и преподаю их в приведенном порядке:

1). Системы счисления. Это основа информатики, и на знании систем счисления основаны многие другие задачи.

2). Кодирование. Эта тема близка к системам счисления. Я бы даже сказал, что «кодирование = системы счисления + комбинаторика».

3). Задачи, решаемые с помощью схем, деревьев и графов (вершин, соединенных ребрами). Эту тему никто, кроме меня, не выделяет в отдельный раздел. А зря. Деревья и графы – отличный инструмент для решения большого разнообразия задач. И когда учитель дает эти задачи вместе, у ученика вырабатывается способность применять эти инструменты.

4) Логика. К ней же примыкает теория множеств, задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера, логические уравнения (к которым пригодятся комбинаторика и деревья, изученные в предыдущей теме), задачи на ip-адресацию (эти задачи – синтез двух тем: логики и систем счисления).

5) Разные небольшие темы, которые не относятся к вышеперечисленным.

6) Задачи на анализ программ и программирование.

С каждым годом ЕГЭ по информатике становится немного сложнее. Поэтому в конце курса я выхожу на «второй круг» и провожу два занятия на повторение на основе задач повышенной сложности:

7) Комбинаторика

8) Закономерности, прогрессии и рекурсии.

 

Таким образом, успех в сдаче ЕГЭ обеспечивают следующие положения:

  1. Отношение к задачам по информатике как к математическим головоломкам. Исходите из того, что вы и так всё знаете, надо лишь приложить смекалку.
  2. Меньше учить, больше думать, формируя логическое и алгоритмическое мышление.
  3. Минимум теории, больше практики при решении задач.
  4. Прорешивать задачи по темам, формируя систему знаний.

По этим положениям и построена моя методика обучения и эта книга. Вам будет предлагаться задача, и нужно будет попытаться решить её самостоятельно. Если это не получится, то будут даны подсказки. Задача книги – научить вас думать самостоятельно, лишь направляя ход вашей мысли.